Опубликовал rezet 7-01-2010, 14:42, прочитали 1 412 раз

Рождение лунной спелеологии

'Рождение

еделю назад зонд Японского агентства аэрокосмических исследований "Кагуя" обнаружил на поверхности Луны отверстие, которое, по предположению ученых, ведет вглубь. Это открытие заставит астрономов пересмотреть ряд теорий, связанных с процессом образования Луны. Кроме того, находка привлекла внимание тех, кто занимается подготовкой лунной колонизации и рассматривает спутник Земли как потенциальное месторасположение внеземной базы.

22 октября 2009 года исследовательский зонд "Кагуя" передал на Землю изображение дыры в лунной коре диаметром около 65 метров и глубиной не менее 80 метров.

По предположению ученых, это углубление ведет в более глубокий туннель под поверхностью, образованный потоками лавы.

Находка была сделана в районе вулканического плато, получившего название Холмы Мариуса, расположенного на ближней к Земле стороне спутника.

Астрономы считают, что эта яма сформировалась еще во времена "юности" Луны, когда под ее корой проходили активные сейсмические процессы.
Подобные отверстия в коре можно обнаружить и на нашей планете. Когда раскаленная лава прокладывает себе путь к поверхности, она прорезает каменную породу, постепенно остывая по краям и испаряясь по середине.

В результате получается полая трубка, которая может вести на большую глубину вниз.

Подтверждением тому, что на Луне происходили вулканические процессы, может служить разветвленная система каналов-борозд, покрывающая поверхность спутника.

Такие же каналы образовывались и на глубине. Ученые считают, что обнаруженное отверстие ведет к "лавовой трубке" имеющей в поперечнике не менее 370 метров.

Но у этой теории есть оппоненты, которые уверены, что только подробное и доскональное исследование позволит узнать причину происхождения дыры в поверхности Луны.

Не отрицая тот факт, что под корой может скрываться лавовый туннель, они считают, что само отверстие образовано падением метеорита, лунотрясением или даже давлением гравитационного поля Земли.

Без сомнений, таинственное отверстие в Луне станет одним из важнейших объектов исследования будущих экспедиций на спутник – как автоматических, так и при участии людей.

Как шутят астрономы, человечество может стать свидетелем появления на свет нового экстремального вида познания мира – лунной спелеологии.

Если полученные с зонда "Кагуя" данные о размерах (в первую очередь, о глубине) отверстия подтвердятся, то дыру можно будет использовать для строительства первой населенной базы на Луне.

Погружение в грунт защитит поселенцев от воздействия космической радиации, перепадов температуры на поверхности и метеоритных дождей.

"Это не фантастика, а очень реалистичный и продуманный проект, – говорит профессор Пенелопа Бостон из Института технологий горного дела штата Нью-Мексико, США. – Базальт является идеальной защитой от радиационного воздействия.

Фактически мы имеем готовое к использованию жилое пространство, которое нужно изучить и приспособить под нужды колонистов".
'Рождение

Команда ученых, управляющих зондом "Кагуя", продолжает исследовать поверхность Луны в поисках аналогичных отверстий.

К ним готовится присоединиться бригада летающей лаборатории Lunar Re connaissance Orbiter (LRO), камера которой дает картинку с разрешением в десять раз лучше, чем у ее японского коллеги.скачать dle 11.3