Опубликовал Neesk 9-03-2010, 16:54, прочитали 6 092 раз

Карликовые планеты Солнечной системы

В августе 2006 года был введен новый астрономический термин - "карликовые планеты". Это произошло потому, что было уточнено определение "большая планета".
Планета - это небесное тело, которое:
обращается вокруг Солнца,
достаточно велика и массивна, чтобы принять шарообразную форму,
очищает окрестности своей орбиты (т.е. рядом с планетой нет других сравнимых с ней тел).

С 2006 года Международный Астрономический Союз принял решение, что в Солнечной системе всего 8 планет:
Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

В 2006 году к карликовым планетам отнесли Плутон, Эрис (другие названия Эрида, Ксену) и Цереру. В 2008 году к кардиковым планетам отнесли ранее открытые Макемаке и Хаумеа. Хаумеа была открыта в 2003 году, тогда ей было присвоено временное обозначение 2003 EL61. Макемаке была открыта в 2005 году. Вначале этот объект носил название 2005 FY9.

Карликовая планета - небесное тело, которое:
обращается вокруг Солнца,
достаточно велика и массивна, чтобы принять шарообразную форму
не очищает окрестности своей орбиты
не является спутником (планеты).

По данному определению к карликовым планетам отнесли и астероид Цереру. Рис. 1. Орбиты Цереры.

'Карликовые

Карликовые планеты Солнечной системы

С 2008 года Международный Астрономический Союз принял решение теперь называть карликовые планеты типа Плутона плутоидами - plutoid.

Плутоиды - небесные тела, вращающиеся вокруг Солнца на расстоянии большем, чем орбита Нептуна, и имеющие достаточную массу для того, чтобы под действием собственных сил гравитации поддерживать гидростатическое равновесие и иметь округлую форму; при этом они не доминируют на своей орбите (не могут расчистить пространство от других объектов).

Карликовые планеты Солнечной системы

Рис. 2. Плутоиды: Эрис со спутником Дистомия, Плутон со спутниками Хароном, Гидрой и Никтой, Макемаке и Хаумеа со спутниками Хииака и Намака

Рисунок 3. Плутоиды.

А) Плутон со своими спутниками: фотография телескопа Хаббл 2005 года, Гидра и Никта примерно в 5000 раз слабее Плутона и соотвественно в 2 и 3 раза дальше от Плутона, чем его главная "луна" Харон, который был открыт в 1978 году.

Б) Эрида с Диcномией (название выбрано в честь Дисномии, в древнегреческой мифологии - дух беззакония (так переводится греческое слово Δνδυομïα), дочь Эриды, богини мщения. (http://www.astronet.ru/db/msg/1228277)

С 2008 года ситуация с Церерой какая-то неясная: Карликовая планета Церера не может быть плутоидом, так как находится в поясе астероидов между Марсом и Юпитером. Но в настоящее время отдельной категории для Церера-подобных карликовых планет еще не предложено.

Карликовые планеты Солнечной системы

Рис. 4. Сравнительные размеры Земли и некоторых карликовых планет.

Рис. 5. Орбита Эрис.

Карликовые планеты Солнечной системы

Рис. 6. Орбиты двух карликовых планет Плутон и Эрис.

Есть ли известные объекты, которые являются кандидатами в плутоиды? Да, это довольно известные транснептунные объекты Квавар, Варуна, Орк и некоторые другие. Так что список плутоидов будет только расти.скачать dle 11.3