Опубликовал amd1996 7-07-2011, 18:12, прочитали 1 116 раз

Сатурнианский шторм опроверг предсказания ученых

Шторм на Сатурне. Фото NASA/JPL

Астрономы опубликовали первые данные, касающиеся гигантского шторма, который бушует на Сатурне. В результате ученые пришли к выводу, что их прежние модели сатурнианской атмосферы были не верны. Статья ученых появилась в журнале Nature, а ее краткое изложение приводится на сайте Лаборатории реактивного движения.
Впервые шторм на широте 35 градусов в северном полушарии газового гиганта был обнаружен в декабре 2010 года. С тех пор он разросся до таких масштабов, что полностью опоясал планету (посмотреть, как это выглядит, можно здесь). Площадь атмосферного явления составляет свыше 4 миллиардов квадратных километров.

Новый шторм - не первый, о котором известно ученым - так, еще в 1990 году, в свой первый год работы, "Хаббл" обнаружил на Сатурне аналогичное атмосферное явление. За годы изучения исследователи предложили несколько объяснений возникновению шторма, среди которых доминировала версия о конвекции водных паров, вызываемой сезонными изменения в температуре верхних слоев планеты.

По словам ученых, однако, шторм начался раньше, чем предполагалось - в частности, весна в северном полушарии началась в августе 2009 года, что по сатурнианским меркам совсем недавно.

Все данные были получены при помощи зонда "Кассини", который в настоящее время работает на орбите газового гиганта. Зонд был запущен в космос в 1997 году и достиг орбиты Сатурна в 2004 году. В 2010 году зонд начал новый этап своей миссии под названием "Солнцестояние", который продлится до 2017 года.скачать dle 11.3