Опубликовал Inquisitor 18-08-2011, 09:28, прочитали 1 570 раз

Возраст Луны, вероятно, переоценивался

Интернациональная научная группа, в которую вошли специалисты из США, Дании и Франции, уточнила возраст образца породы, которая считается древнейшим элементом лунной коры.

По теории, Луна образовалась в результате столкновения молодой Земли и объекта размером с Марс, выбросившего на орбиту достаточный для появления спутника объём вещества. Химическая эволюция Луны начиналась с остывания глубокого океана магмы, при затвердевании которой сформировалась кора, причём первой породой в ней должен был стать анортозит, содержащий двухвалентное железо (ferroan anorthosite, FAN).

Хороший образец FAN в 1972 году доставил на Землю экипаж «Аполлона-16». Авторы выбрали подходящий (большая его часть приходится на пироксен, необходимый для анализа) 1,88-граммовый фрагмент породы и измерили соотношения включённых в него изотопов 207Pb и 206Pb, 147Sm и 143Nd, а также 146Sm и 142Nd. Результаты, полученные с применением трёх изотопных методик датирования, прекрасно согласовались друг с другом, и возраст кристаллизации этого FAN учёные оценили в 4 360 ± 3 млн лет. Примерно такие же величины, заметим, были определены для древнейших земных минералов — цирконов, найденных на западе Австралии.

Возраст Луны, вероятно, переоценивался

Изученный фрагмент FAN. Зеленоватый пироксен находится в центре. (Фото Borg / LLNL).

Опубликованные ранее датировки FAN сильно разнятся и образуют широкий интервал значений, но столь малый возраст, отстоящий от ближайшего правдоподобного результата на несколько десятков миллионов лет, ещё никто не устанавливал. «Это может означать, что кора Луны действительно сформировалась позже, чем мы думали, — резюмирует участник исследования Ричард Карлсон (Richard Carlson) из Вашингтонского института Карнеги. — С другой стороны, не совсем верной может оказаться сама модель остывания океана магмы и образования анортозита».

Полная версия отчёта опубликована в журнале Nature.скачать dle 11.3