Опубликовал kosmos 18-10-2009, 19:49, прочитали 1 490 раз

Астрономы впервые построили карту границ Солнечной системы

'Астрономы

Астрономы впервые построили карту границ Солнечной системы. Сделать это ученым удалось благодаря данным, собранным аппаратом IBEX, который был запущен год назад. Очертания границ оказались совсем не такими, как предсказывали теории, считавшиеся правомерными до сих пор. Свои выводы ученые опубликовали в журнале Science. Коротко о первых итогах работы IBEX пишет портал Science News.

Солнечная система отделена от окружающего межзвездного пространства несколькими границами, которые принято выделять по их строению. Ближайшая к Солнцу область пространства получила название гелиосферы. Она представляет собой "пузырь", заполненный летящими от звезды заряженными частицами (так называемый солнечный ветер). Частицы "расталкивают" молекулы межзвездного вещества, поэтому гелиосфера обеднена ими.

До сих пор считалось, что форма границ гелиосферы определяется именно характеристиками частиц солнечного ветра. Основная гипотеза предполагала, что приграничная часть гелиофсеры является достаточно протяженной. Данные, переданные аппаратом IBEX, опровергают эту точку зрения. Граница гелиосферы оказалось очень узкой, а ее очертания, вероятно, определяются влиянием магнитного поля межзвездного пространства.

Пока астрономы не могут с уверенностью сказать, действительно ли границы гелиосферы устроены таким образом, или наблюдаемая структура - это временное явление, связанное с некими пока неясными процессами. Определиться ученым помогут новые наблюдения IBEX.

Аппарат IBEX (Interstellar Boundary Explorer - исследователь границ межзвездного пространства) был запущен в космос 20 октября 2008 г. Он обращается на орбите высотой 320 тыс. километров и собирает данные об энергетических нейтральных атомах - частицах, которые образуются при столкновении солнечного ветра с атомами межзвездного пространства. Изучая характеристики пойманных IBEX энергетических нейтральных атомов, ученые могут сделать вывод о свойствах приграничной зоны Солнечной системы. Ожидается, что миссия IBEX продлится как минимум два года.скачать dle 11.3