Опубликовал jek 11-09-2010, 11:57, прочитали 1 385 раз

Углекислый газ "рассказал" историю воды и вулканов на Марсе

МОСКВА, 10 сен - РИА Новости. Большое количество жидкой воды и значительно более активные вулканы находились в недавнем прошлом на поверхности Марса, говорится в опубликованной в журнале Science статье, подготовленной по итогам анализа данных с американского посадочного зонда "Феникс".

"Феникс" совершил посадку в приполярном регионе Марса 25 мая 2008 года. В числе приборов на его борту был газоанализатор TEGA (Thermal and Evolved Gas Analyzer), который мог измерять изотопный состав газов в атмосфере планеты значительно точнее, чем это делали сходные приборы на борту посадочных аппаратов "Викинг-1" и "Викинг-2", исследовавших планету в 1970-х годах.

Авторы статьи, Пол Найлс (Paul Niles) из университета Аризоны и его коллеги, проанализировали данные об изотопах (разновидностях атомов одного химического элемента, отличающихся количеством нейтронов в ядре) кислорода и углерода, входящих в состав главного компонента марсианской атмосферы - углекислого газа.

"Изотопный состав - это своего рода химическая подпись, которая может рассказать нам, откуда эти вещества взялись, и какого рода трансформации они испытывали", - говорит Найлс, слова которого приводит пресс-служба НАСА.

Чрезвычайно разреженная атмосфера Марса состоит на 95% из углекислого газа. Низкая гравитация и отсутствие магнитного поля на планете означает, что углекислый газ, накапливающийся в атмосфере, постепенно уходит в космос. Более легкий изотоп углерода - углерод-12 - должен "выветриваться" быстрее, чем более тяжелый углерод-13.

Однако соотношение этих изотопов, измеренное "Фениксом", оказалось сильнее, чем предсказывали расчеты, сдвинуто в сторону легкого изотопа.

Это означает, что марсианская атмосфера сравнительно недавно пополнилась углекислотой, выброшенной вулканами, и вулканическая активность в недавнем прошлом Марса была значительно более сильной. Вместе с тем, соотношение изотопов другого компонента углекислого газа - кислорода - не несет признаков вулканической активности.

"Кислородный состав СО2 в марсианской атмосфере обогащен кислородом-18, и значительно отличается по этому параметру от состава углекислоты, выделяемой магмой", - говорится в статье.

Наиболее вероятным объяснением этого, по мнению автором исследования, может быть взаимодействие углекислоты с жидкой водой, которая обогатила кислород в углекислом газе более тяжелым кислородом-18.

При этом эти реакции шли главным образом при температурах, близких к точке замерзания воды, и гидротермальные источники, подобные тем, что существуют в сейсмически активных регионах, например в Исландии или на Камчатке, были редкостью в марсианском прошлом.

Авторы исследования отмечают, что биологическая активность также является одним из значимых факторов, влияющих на изотопный состав углерода в атмосферной углекислоте. В глобальном масштабе биосфера "забирает" из воздуха углерод-12, увеличивая долю углерода-13. Однако, пишут исследователи, полученные ими данные не дают возможности сделать однозначный вывод о биологических процессах на Марсе.скачать dle 11.3