Опубликовал jek 21-09-2010, 13:10, прочитали 1 372 раз

Ученые: недра Венеры остыли из-за ее горячей атмосферы

Высокая температура атмосферы Венеры, возникшая из-за парникового эффекта, способствовала охлаждению недр этой планеты, пишет группа ученых из Германского аэрокосмического центра в докладе, обнародованном во вторник на Европейском планетологическом конгрессе в Риме.

Ведущий автор исследования Лена Ноак и ее коллеги отмечают, что уже в течение нескольких десятилетий ученым известно, что чрезвычайно высокая температура атмосферы и поверхности планеты связана с увеличением концентрации парниковых газов, выброшенных вулканами.

Ученые решили выяснить, каким образом работа вулканов на Венере прекратилась. Геофизики создали модель, в которой состояние горячей атмосферы Венеры зависит от трехмерной структуры ее недр. В частности, в модели учитывалось, что высокие температуры на Венере приводят к сильному разогреву ее скалистой поверхности.

Двуокись углерода и другие парниковые газы были в прошлом выброшены в атмосферу Венеры, благодаря работе тысяч вулканов. Это привело к повышению ее температуры, что, в свою очередь, способствовало дальнейшему усилению вулканической активности и увеличению выбросов газов.

В какой-то момент этот процесс привел к частичному разжижению коры Венеры, и началось охлаждение ее мантии. Следом произошло уменьшение вулканической активности и снижение температуры поверхности планеты до наблюдаемой в настоящее время температуры 470 градусов Цельсия, и разжижение коры остановилось.

Расчеты ученых показали, что из-за возрастания температуры поверхность жидкой коры Венеры сокращалась и, как следствие, уменьшалось ее изолирующее действие.

«В результате мантия отдавала большую часть своего тепла наружу. Это похоже на подъем крышки кастрюли с кипящей водой: недра Венеры очень быстро охлаждались, и вулканическая активность прекращалась», - поясняет Ноак.

Вычисления геофизиков приводят к еще одному выводу: процесс возобновления работы вулканов может происходить в любое время и в любом месте Венеры.

Более того, некоторые вулканы могли бы быть активными в настоящее время - такой вывод следует из данных, недавно полученных, благодаря работе европейского космического аппарата «Венера-Экспресс». В частности, были обнаружены необычно высокие температуры поверхности в местах расположения вулканов, ранее считавшихся потухшими.

До сих пор на Венере не было найдено действующих вулканов. Но, как считают ученые, в будущем «Венера-Экспресс» или другие космические зонды, возможно, обнаружат вулканическую активность у ближайшего соседа Земли, передает РИА «Новости».скачать dle 11.3