Опубликовал bender938 5 лет и 3 месяца назад (15-03-2012, 16:17), прочитали 727 раз

Галактики утилизуют вторсырьё

В обыкновенных галактиках вроде нашей содержится множество газа и пыли. Но даже этого огромного количества не хватает, чтобы объяснить активно и длительное производство новых звёзд. Например, типичная скорость звездообразования в спиральных галактиках (в Млечном Пути в том числе) оценивается в одну солнечную массу в год. Такими темпами наша галактика продержалась бы не более двух миллиардов лет.

Поэтому учёные выдвинули гипотезу о том, что часть газа выбрасывается из галактик и затем возвращается. То есть газ, который мы наблюдаем в галактиках, — это лишь часть того сырья, которое в конечном итоге идёт на формирование звёзд. И вот Кейт Рубин из Института астрономии им. Макса Планка (ФРГ) и её коллеги наконец-то обнаружили первые прямые доказательства этого процесса в далёких галактиках.
Галактики утилизуют вторсырьё

Галактики, окружённые газом, который ещё пригодится. Снимки сделаны космическим телескопом «Хаббл».
Существует также предположение о притоке газа малой плотности из межгалактического пространства, но наблюдения пока не позволили доказать существование этого источника сырья. Скорее всего, дело немного в другом. Известно, что газ покидает галактики, и здесь работают сразу несколько механизмов. Например, вытолкнуть газ могут сверхновые или давление света, излучаемого яркими звёздами. Убегающий газ возвращается обратно силой тяжести галактики через один–два миллиарда лет после истечения.

Наблюдения галактик местной группы, отстоящих от нас на несколько сотен миллионов световых лет, и впрямь показали приток ранее изгнанного газа. Но оставались вопросы к более далёким галактикам, где отток, как известно, более мощный и силы тяжести галактики, кажется, может не хватить, чтобы развернуть его обратно.

Так вот, с помощью телескопа «Кек-1» на горе Мауна-Кеа (Гавайи) исследовательская группа г-жи Рубин изучила газы сотни галактик на расстоянии от 5 до 8 млрд световых лет (z~0,5–1) и в шести из них нашла свидетельства того, что газ возвращается.

Наблюдаемая скорость притока вполне может зависеть от ориентации галактики по отношению к наблюдателю, поэтому исследователи смогли измерить лишь средний показатель. Реальная доля галактик с таким притоком, скорее всего, будет выше полученных шести процентов. По оценкам специалистом, она может достигать 40%.

Подготовлено по материалам Института астрономии им. Макса Планка. скачать шаблон для dle скачать бесплатно фильмы