Опубликовал titan 10-05-2012, 09:17, прочитали 1 660 раз

Новые данные исследования системы звезды Фомальгаут

Астрономы опубликовали данные исследования системы звезды Фомальгаут. Согласно новым данным, планет в системе должно быть как минимум две, и они должны быть значительно меньше, чем считалось ранее.
Новые данные исследования системы звезды Фомальгаут

Диск вокруг Фомальгаута. Иллюстрация ALMA (ESO/NAOJ/NRAO) NASA/ESA Hubble Space Telescope

В своем новом исследовании группа ученых наблюдали за планетной системой звезды Фомальгаут при помощи недостроенной обсерватории ALMA(система радиотелескопов Европейской южной обсерватории работающих в миллиметровом и субмиллиметровом диапазоне, которая строится на высокогорном плато Чахнантор в Чили).

Звезда Фомальгаут находиться на расстоянии около 25 световых годах от Земли в созвездии Южной Рыбы. Является одной из самых ярких звезд неба. Фомальгаут считается относительно молодой звездой - ее возраст оценивается в 200-300 миллионов лет. Звезда Фомальгаут в 2,3 раза тяжелее Солнца, а ее светимость больше солнечной в 18 раз.
Новые данные исследования системы звезды Фомальгаут

Система Фомальгаут в видении космического инфракрасного телескопа «Гершель». Фото ESA

Но самой главной достоинством системы Фомальгаут является газопылевое кольцо шириной около 34,5 миллиарда километров с очень четко очерченным внутренним краем. Специалисты предположили, что четкая форма внутреннего края кольца связана с присутствием планеты, и вскоре, при помощи космического телескопа «Хаббл», астрономы смогли не только обнаружить , но и даже сфотографировать планету внутри этого пояса. Эта планета - единственная на настоящий момент планета вне Солнечной системы, которую удалось сфотографировать напрямую. Планета, которая получила обозначение Фомальгаут b, находится примерно в 10 раз дальше, чем расстояние от Солнца до Сатурна, а ее масса была оценена около трех масс Юпитера.

Планета Фомальгаут b. Иллюстрация NASA/HST

Благодаря новым наблюдениям, которые были выполнены при помощи ALMA, ученые смогли получить более точные данные о пылевом диске вокруг Фомальгаута. Используя эти данные и компьютерное моделирование, ученые определили, что масса планеты Фомальгаут b явно переоценена (в противном случае ее гравитационное поле вносило бы в структуру диска существенные искажения, которых не наблюдается). В частности, они определили, что планета вокруг Фомальгаута, скорее всего, больше Марса, но ее масса меньше нескольких земных.

Помимо прочего все данные указывают на то, что в системе Фомальгаут находиться как минимум две планеты, которые в гигантском газопылевом диске Фомальгаута играют роль планет-«пастухов», находясь с внутренней и внешней стороны кольца, действуя так же как спутники-«пастухи» колец Сатурна, которые не позволяют частицам колец уходить в сторону.