Опубликовал kosmos 25-10-2013, 23:55, прочитали 1 676 раз

Как увидеть другую «комету сезона»: комета 2P/Encke (+даты)

2013 год вполне можно назвать «годом комет». После целого десятилетия, которое было отмечено лишь спорадическими яркими кометами, такими, как 17P/Holmes (Холмс), C/2011 W3 Lovejoy (Лавджой) и C/2006 P1 McNaught (МакНот), в этом году нам уже удалось увидеть невооруженным глазом две кометы: C/2012 F6 Lemmon (Леммон) и C/2011 L4 PanSTARRS (Панстарс). И, конечно, все затаив дыхание наблюдают за движением кометы Comet C/2012 S1 ISON (Исон), к перигелию, который она будет проходить 28 ноября.

Но есть и огромное количество «старых добрых» комет, которые так же достойны внимания. В настоящее время комета 2P/Encke (Энке), абсолютная яркость которой составляет +7.9 звездных величин, на этой неделе переходит из созвездия Малого Льва в созвездие Льва. К концу ноября, то есть к моменту, когда она будет проходить перигелий, яркость кометы Encke достигнет +7 m. В течение следующего месяца комету Encke можно будет увидеть при помощи бинокля, и с завтрашнего дня, 26 октября, когда Луна войдет в четвертую фазу , в течение последующих трех недель в предрассветные часы можно устроить настоящую «кометную» охоту. На самом близком расстоянии от Земли комета Энке прошла 17 октября – расстояние составило 0.48 астрономических единиц. С 2003 года это – самое близкое расстояние, ближе комета Энке проходить не будет до 11 июля 2030 года.

В этом году комета делает свое 62-е наблюдаемое возвращение в окрестности Земли с момента открытия кометы Пьерром Мешеном в 1786 году. Орбитальный период кометы Энке – всего 3,3 года – самый короткий из всех известных периодических комет. В последний раз комету наблюдали в 1997 году, после этого года ее можно будет увидеть в 2030-м.

Для наблюдателей, которые находятся в северном полушарии, этот год обещает быть наиболее удачным из-за относительно высокого наклонения орбиты - 11.76 градусов, из-за того, что по утреннему небу она будет проходить с севера как эклиптики, так и небесного экватора. В этом месяце Энке опережает нас примерно на половину звездной величины, и проходит прямо перпендикулярно нашему углу зрения.

Следует отметить, что с нашей точки зрения комета Encke бежит с кометой ISON , и обе кометы пройдут через созвездие Девы в следующем месяце. Можно пометить в календаре: ISON и Encke могут войти в телескопически широкое поле зрения приблизительно 24 ноября, на рассвете.

Вот некоторые ключевые даты:
  • 25 октября: Проходит около звезды величины +4.5 93 Leonis.
  • 27 октября: быстро проходит созвездие Coma Berenices (Волосы Вероники).
  • 29 октября: Проходит мимо галактики М98, звездная величина которое +11 magnitude galaxy M98, и переходит в созвездие Девы.
  • 30 октября: Проходит галактическую пару M84 и М86 10-й звездной величины.
  • 2 ноября: Проходит между звездами 31 и 32 Virginis +5-й звездной величины.
  • 3 ноября: Над Атлантикой и Центральной Африкой происходит гибридное солнечное затмение. Можно увидеть комету Encke с помощью бинокля во время ранних моментов полного солнечного затмения.
  • 4 ноября: проходит около звезды +3.4 звездной величины Auva (Delta Virginis).
  • 7 ноября: проходит с севера на юг над небесным экватором.
  • 11 ноября: проходит около звезды +5.7 звездной величины 80 Virginis.
  • 17 ноября: Полнолуние; Луна входит в утреннее небо.
  • 18 ноября: проходит в 0.02 астрономических единиц (всего в 3 миллионах километров, или 7.8 расстояний Земля-Луна) от планеты Меркурий. У корабля НАСА Messenger будут неплохие шансы сделать снимок кометы.
  • 19 ноября: проходит в 1.5 градусах от Меркурия и переходит в созвездие Libra (Весы).
  • 20 ноября: переходит к югу плоскости эклиптики.
  • 21 ноября: достигает перигелия в 0.33 а.е. от Солнца.
  • 24 ноября: Комета Encke проходит всего в 1.25 градуса от кометы ISON. Обе будут иметь западную элонгацию 15 градусов от Солнца.
  • 26 ноября: проходит около звезды +4.5 звездной величины Iota Librae и звезды +6 звездной величины 25 Librae.
  • 1 декабря: переходит в созвездие Scorpius (Скорпион).
  • 5 декабря: входит в поле зрения камеры SOHO LASCO C3.

Примечание: «Проходит мимо», или « около» обозначает прохождение кометы Encke менее чем в 1 угловом градусе (примерно два размера полной Луны) от указанного объекта.

Лучшими помощниками в «охоте» на комету 2P/Encke будут бинокли. Для наблюдателей средних северных широт комета Encke поднимается примерно на 20 градусов над линией горизонта перед местным восходом солнца.