Опубликовал kosmos 17-11-2013, 09:12, прочитали 1 111 раз

Миссия-«светлячок» от NASA будет изучать молнию

Каждую секунду в разных местах земного шара вспыхивает около 50 молний, однако подробности того, что является причиной этого привычного атмосферного явления и его влияние на атмосферу – молния может быть связана с необыкновенно мощными энергетическими вспышками, - земными гамма-всплесками, (TGF)—остается загадкой. В середине ноября в космос будет отправлен небольшой спутник, размером с футбольный мяч, который будет исследовать молнию и эти гамма-всплески.

Firefly (Светлячок) – таково название миссии – представляет собой cubesat (кьюбсат), спутник очень небольшого размера; такие спутники дают возможность проводить качественные исследования космоса при сравнительно небольшой стоимости.

"Firefly в течение года будет наблюдать за молниями. Они настолько привычны нам, что иногда кажется – в них нет ничего необычного, но на самом деле мы не знаем подробностей того, как происходит этот процесс", - заявил Даг Роуланд (Doug Rowland), руководитель исследования Firefly в Центре Космических Полетов Годдарда.

Обычно молнию связывают с жизнью на Земле, однако мы не часто думаем о том, что происходит чуть выше, в атмосфере. Сила излучения, сгенерированного молнией, настолько велика, что оно может создавать антиматерию и гамма-лучи внутри TGF на высоте всего несколько километров над землей. Впервые TGF были обнаружены в 1990-х Обсерваторией Compton Gamma Ray. Созданная для того, чтобы наблюдать с Земли за космическими источниками гамма-излучения, она поймала редкие всплески гамма-активности, идущие от Земли.

"Считается, что гамма-лучи испускаются электронами, которые движутся на скорости, близкой к скорости света, когда они замедляют свое движение из-за взаимодействия атомов в верхних слоях атмосферы.TGF – один из самых интересных атмосферных феноменов", - говорит Тереза Моретто Джоргенсен (Therese Moretto Jorgensen), директор программы в компании, финансирующей Firefly.

Электроны, необходимые для создания гамма-лучей, должны двигаться так быстро и нести столько энергии, что ученые затруднялись объяснить, какие же процессы на Земле могут разгонять их до таких скоростей. В самом деле, до открытия TGF, ученые считали, что такое влияние на скорость движения электронов могут оказывать только тела гораздо большего размера, такие, как звезды, галактики и черные дыры.

Сила молнии в десять раз меньше, чем необходимо для того, чтобы разогнать пучки электронов до такой скорости, однако ученые предположили, что, возможно, некоторые молнии могут быть запущены электронными лавинами, - цепной реакцией, которая толкает электроны с такой силой, что они разгоняются до немыслимой скорости. Понимание механизма того, что именно разгоняет пучки электронов рядом с поверхностью Земли, поможет ученым понять, как такие же процессы происходят в других частях Вселенной.

«Окно» для запуска Firefly открывается 19 ноября 2013 года. Одновременно планируется запустить еще 27 cubesat-миссий, а так же экспериментальный проект NASA, получивший название Total solar irradiance Calibration Transfer Experiment, или TCTE, который будет продолжать из космоса измерять солнечную энергию.