Опубликовал kosmos 18-11-2013, 20:30, прочитали 1 507 раз

Тайна кратеров ближней стороны Луны

Знакомые «пятна», которые мы видим на Луне, образовались из-за того, что кора на ближней ее стороне тоньше, чем на дальней. Таковы результаты нового исследования.

Благодаря данным, полученным от двух спутников GRAIL, ученые получили самые точные на сегодняшний день размеры кратеров на луне, оставшихся после столкновений с различными небесными телами, и таким образом, смогли больше узнать о том, что происходило миллиарды лет назад, когда самый близкий сосед Земли подвергался метеоритным бомбардировкам.

"Мы знаем, что эти темные пятна на самом деле являются большими, наполненными лавой бассейнами, которые появились в результате столкновений с астероидами приблизительно четыре миллиарда лет назад. Данные, полученные GRAIL, указывают на то, что как ближняя, так и дальняя сторона одинаково пострадали от столкновений, однако реагировали на них по-разному”, - говорит Мария Зубер, руководитель исследования GRAIL в Массачусетском Институте Технологии в Кембридже.

Тайна кратеров ближней стороны Луны

Ближняя сторона луны хорошо видна в телескоп, однако размер кратеров измерить непросто из-за лавы, которая скрывает их очертания. После того, как космический аппарат GRAIL смог заглянуть во внутреннюю структуру Луны и получить информацию о толщине ее коры, выяснилось, что на ближней стороне Луны кратеры глубже и больше по размерам, чем на дальней.

"Симуляции показывают, что результатом столкновений с горячей, тонкой корой, какой она была в ближнем полушарии в древности, будут бассейны с диаметром в два раза больше диаметра кратеров, образовавшихся от столкновений с уже остывшей корой”, - утверждает ведущий автор исследования Катарина Милджкович (Katarina Miljkovic) из Парижского Института Земной Физики.

Как обычно случается в научной работе, новые знания о Луне порождают новые загадки. Обычно считается, что луна подвергалась столкновениям во время так называемой поздней тяжелой бомбардировки, периода около 4 миллиардов лет назад.

"Теория о поздней тяжелой бомбардировке основана в основном на возрасте больших бассейнов, оставшихся после столкновений на ближней стороне, которые наполнены базальтом, которые называются Океан Бурь(Oceanus Procellarum) и Море Дождей (Mare Imbrium)”, - заявляет NASA.

"Однако, особенности строения вещества на поверхности и под ней на ближней стороне подразумевают, что температуры поверхности в этой области не были характерными для луны в целом во время тяжелой бомбардировки. Из-за разницы температур ученые недооценивали силу бомбардировки, в результате которой сформировались кратеры”.

Научная работа на эту тему недавно появилась в журнале Science. Миссия GRAIL в прошлом году была успешно завершена после 9 месяцев работы.