Опубликовал kosmos 21-02-2014, 04:24, прочитали 1 918 раз

Необычный пульсар и его джет на снимках рентген-обсерватории Чандра

Рентген-обсерватория Чандра (Chandra X-ray Observatory) обнаружила быстро движущийся пульсар, который «убегает» от останков сверхновой, испуская совершенно невероятный джет высоко энергетически заряженных частиц, - самый длинный объект в галактике Млечный Путь.

Пульсар известен под именем IGR J11014-6103. Его необычное «поведение» ученые склонны объяснить особенностями его рождения – коллапса и последующего взрыва массивной звезды.

Впервые пульсар, который находится на расстоянии приблизительно 60 световых лет от центра останков сверхновой SNR MSH 11-61A, в созвездии Киля, был обнаружен спутником INTEGRAL (Интеграл) Европейского Космического Агентства ESA. Его скорость – от 4 миллионов до 8 миллионов километров в час, - то есть это один из самых быстрых известных пульсаров, при этом еще и испускающий джет, который в 10 раз длиннее, чем расстояние от Солнца до ближайшей к нам звезды. Кроме того, джет имеет форму штопора, что позволяет предположить ,что пульсар вращается подобно волчку.

Так же IGR J11014-6103 окутан коконом из высоко энергетически-заряженных частиц, который тянется за ним, подобно хвосту кометы. Эта структура, - туманность пульсара, - наблюдалась и ранее, однако на снимках обсерватории Чандра видно, что джет и туманность пульсара расположены практически перпендикулярно друг к другу.

Обычно ось вращения и джеты пульсаров расположены в направлении их движения, однако в данном случае ось вращения и джет расположены практически под прямым углом.

Останки сверхновой вытянуты с верхнего правого до нижнего левого края снимка примерно на одной линии с направлением джета. Эти характерные черты и высокая скорость пульсара говорят о том, что джеты могли быть важной особенностью взрыва сверхновой, в результате которого сформировался пульсар.