Опубликовал kosmos 7-05-2014, 23:12, прочитали 2 705 раз

Впервые ученым удалось вычислить продолжительность дня на экзопланете

Благодаря данным Very Large Telescope Европейской Южной Обсерватории, ученым впервые удалось определить скорость вращения экзопланеты вокруг собственной оси. Оказалось, что день на планете Beta Pictoris b имеет продолжительность восемь часов, - то есть, меньше, чем на любой из планет Солнечной Системы.

Этот результат говорит о том, что связь между массой планеты и скоростью вращения, которая наблюдается у планет Солнечной Системы, действует и в случае с экзопланетами. Ученые надеются в будущем с помощью подобных техник составить подробную карту экзопланет.

Экзопланета Beta Pictoris b вращается по орбите звезды Beta Pictoris, которая находится на расстоянии около 63 световых лет от Земли в южном созвездии Живописца (Pictor). Планета была открыта около шести лет назад; она стала одной из первых экзопланет, снимки которых удалось сделать непосредственно. Она вращается по орбите своей звезды на расстоянии, которое в восемь раз больше расстояния между Землей и Солнцем, - то есть, из тех планет, которые удалось снять напрямую, она находится на самом близком расстоянии от своей звезды.

С помощью прибора CRIRES, которым оснащен VLT, группа ученых из Дании и Нидерландов смогла установить, что скорость экваториального вращения экзопланеты Beta Pictoris b равна почти 100 000 километров в час. Для сравнения: экваториальная скорость Юпитера – около 47 000 километров в час, а Земли – всего 1700 километров в час. Beta Pictoris b более чем в 16 раз превосходит по размеру, и в 3000 раз массивнее Земли. При этом, продолжительность дня на этой планете – всего 8 часов.

Beta Pictoris b – очень молодая планета, ее возраст – всего около 20 миллионов лет. Ожидается, что со временем она станет холоднее и сожмется, в результате чего станет вращаться еще быстрее. С другой стороны, тут могут сыграть роль и другие процессы, которые замедлят вращение планеты. Например, вращение Земли замедляется с течением времени благодаря приливным взаимодействиям с Луной.

Для того, чтобы разложить свет звезды на составляющие – различные волны спектра – астрономы использовали точную технику – высокодисперсную спектроскопию. Принцип Допплеровского эффекта ( или Допплеровского смещения) позволил им, благодаря изменению длины волн, определить, что разные части планеты движутся с разной скоростью и в разных направлениях относительно наблюдателя. Очень тщательно отделяя влияние яркой звезды, в системе которой находится планета, они смогли получить сигналы, по Быстрое вращение Beta Pictoris означает, что в будущем будет возможно создать глобальную карту планеты, на которой будут показаны возможные паттерны облачности и большие штормы.