Опубликовал kosmos 1-04-2013, 16:03, прочитали 1 731 раз

Открытая белорусом комета может стать самой яркой в столетии

Комета ISON, снятая телескопом Swift. По мере приближения ее к Солнцу светимость и кометный хвост вырастут во много раз.

При небольшом везении в 2013 году мы увидим на небе комету такой яркости, что затмит всех своих предшественников из прошлого века, сообщается на сайте NASA. Комета ISON была отрыта Виталием Невским и Артёмом Новичонком, астрономами-любителями из Беларуси и России.

Астрономы из Мэрилендского университета в Колледж-Парке и Обсерватории Лоуэлла (США) использовали космический телескоп SWIFT для исследования кометы, которая достигнет своей максимальной светимости на земном небе в конце ноября.

По оценкам, масса пыли, сдуваемой с нее каждую минуту, равна примерно 51 т (две трети веса шаттла), а воды - лишь 60 кг. Такая разница нормальна для ситуации значительного удаления кометы от светила и пока совместима с ее оценками как устойчивого тела, не склонного к слишком раннему уничтожению под действием солнечного излучения. Именно такое разрушение - главное возможное препятствие на пути появления любой яркой кометы на земном небе: многие крупные тела прошлого не выдерживали встречи с Солнцем, и их ядра буквально рассеивались.

Наблюдательные данные SWIFT позволяют предположить, что ядро этого небесного тела достигает в диаметре 5 км. В общем, движение кометы к точке наибольшего сближения со звездой пока продолжается согласно прогнозам:
Но будет ли комета сиять так ярко, как предполагается, когда количество выбрасываемой воды возрастет в сотни раз? Ответ на этот вопрос пока неизвестен, но, как полагает астроном Мэтью Найт (Matthew Knigh) из Обсерватории Лоуэлла, все прояснится в ближайшие месяцы.

Большая масса кометы позволяет сделать вывод о том, что это первое посещение ею внутренней Солнечной системы. До сих пор комета, по всей видимости, находилась в Облаке Оорта. Затем некое нетипичное для нее гравитационное взаимодействие (или даже столкновение) заставило ее сбросить скорость и отправиться в длительный путь к Солнцу.

Открытая белорусом комета может стать самой яркой в столетии

До октября комета последовательно пройдет через созвездия Близнецов, Рака и Льва

Первая возможность для наблюдений кометы невооруженным глазом (если все будет происходить так, как показывают расчёты) представится 1 октября, когда она пройдет в 10,8 млн км от Марса. Почти через два месяца ISON приблизится к Солнцу на расстояние до 1,2 млн км, то есть на дистанцию, сравнимую с диаметром звезды. В этот момент ее светимость достигнет максимума, сравнившись со светом от полной Луны (−13 звездной величины), и есть вероятность, что яркий свет кометы будет достаточно интенсивен для блокирования небольшой части сияния Солнца. 26 декабря (вечером) комета пройдет на минимальном от Земли расстоянии по траектории, ведущей в отдаленные области Солнечной системы. Предположительно - в то же Облако Оорта, откуда она и появилась.

По свежим оценкам, основывающимся на нынешней скорости потери вещества кометой, в конце своего путешествия к Солнцу она потеряет около 10% массы, что, вероятно, не уничтожит ее. А значит, это путешествие во внутреннюю часть Солнечной системы не будет последним.