Опубликовал Inquisitor 24-07-2010, 21:55, прочитали 1 530 раз

Условия, установившиеся в недрах планет-гигантов, можно будет воспроизвести на Земле

Международная группа учёных, в которую вошли три сотрудника Института проблем химической физики РАН, показала, что строящийся в германском Дармштадте укорительный комплекс Facility for Antiprotons and Ion Research (FAIR) позволит воспроизвести в эксперименте температуру и давление, соответствующие условиям в недрах планет-гигантов.

Воздействие на мишень полым (сверху) и кольцевым пучками (иллюстрация из New Journal of Physics).

В центре Юпитера, к примеру, температура достигает 20 000 К, а давление поднимается до 40 Мбар (один бар равен 100 кПа и примерно соответствует атмосферному давлению на уровне Мирового океана). Аналогичные параметры имеют другие планеты-гиганты Солнечной системы и многие открытые экзопланеты.

В таких условиях вещество переходит в экзотические фазы, которые на Земле не наблюдаются: скажем, интересовавшая авторов вода может демонстрировать плазменное или ещё более странное суперионное состояние. Последнее характеризуется образованием «кристаллической решётки» из атомов кислорода и свободным перемещением по ней атомов водорода. Изучение этого состояния, как надеются физики, прояснит природу магнитных полей Нептуна и Урана.

В структуру FAIR будет входить мощный синхротрон, предназначенный для получения пучков тяжёлых ионов (урана) различной энергии и высочайшей интенсивности. Эти пучки и предлагается использовать при моделировании экзотических условий.

Авторы рассматривали цилиндрическую мишень — образец, заключённый в оболочку из тяжёлого материала с большим зарядовым числом (здесь, как показали расчёты, лучше всего проявляют себя вольфрам и тантал). Первая модификация опыта предполагает воздействие полым пучком (см. рис. выше), что даёт возможность избежать прямого нагревания образца. В этом случае можно получить давление в диапазоне 4–16 Мбар и сравнительно низкую температуру в 2 000–5 000 К; такие параметры позволяют исследовать суперионное состояние воды. Обычный кольцевой пучок, напротив, будет прямо воздействовать на образец и доводить его температуру до 8 000–80 000 К, сохраняя давление на уровне 0,8–7 Мбар. Этот вариант вполне подходит для изучения плазменного состояния.

Осталось добавить, что FAIR должен вступить в строй в 2015 году.

Области параметров, достижимые в разных вариантах опыта (иллюстрация из New Journal of Physics).