Опубликовал kosmos 4-05-2013, 21:42, прочитали 1 842 раз

К нам мчат гравитационные цунами

В ближайшие пять лет главным открытием физики должно стать обнаружение гравитационных волн, которые сотрясают пространство и время. Существование волн было предсказано еще Альбертом Эйнштейном сто лет назад.

Гравитационные волны следуют из релятивистской теории относительности великого физика. В самое ближайшее время ученые надеются их пощупать физически с помощью новейших, сверхчувствительных детекторов Advanced LIGO (Laser Interferometer Gravitational Wave Observatory) и Advanced Virgo, установленных в Луизиане, Вашингтоне и Италии. Детекторы имеют форму латинской буквы L, плечи которой соответственно простираются на 2 и 4 километра. В углу буквы установлен лазер, луч которого раздваивается и бегает туда-сюда по плечам, на концах которых установлены зеркала. Как утверждает Манси Касливэл, астроном из Обсерватории Карнеги в Институте науки в Пасадене, чувствительность детекторов соответствует наконец предсказанной теорией гравитации мощности волн, поэтому плечи должны слабо, но заметно сжиматься или удлиняться. Исследователь надеется, что удастся поймать от 4 до 400 волн за год, конец проекта и подведение итогов назначено на 2017 год.

Гравитационные волны должны возникать при взаимодействии крайне массивных объектов, таких, как нейтронные звезды или черные дыры, а, к примеру поглощение одной черной дырой другой, или нейтронной звезды, должно отозваться настоящим гравитационным цунами. Распространение волн происходит достаточно просто, оно похоже на волны, которые возникают, если бильярдный шар бросить, к примеру, в центр натянутого куска тонкой резины, или камень в болотную воду.

Касливэл уверена, что эксперимент даст результат, а иначе человечеству придется отбросить теорию относительности и заново придумывать объяснение для явлений Вселенной и пространства-времени, это будет научной катастрофой. Она надеется, что первое обнаружение волны даст толчок масштабной кооперации астрономов по всему миру – детектор покажет направление, в котором надо будет искать космический катаклизм.