Опубликовал kosmos 23-11-2014, 04:41, прочитали 1 919 раз

В рамках миссии Swift обнаружен необычный далекий источник излучения

Международная группа исследователей, анализируя данные наблюдений за десятилетия от многих источников, включая спутник Swift, обнаружила необычный источник излучения в галактике, удаленной, примерно, на 90 миллионов световых лет.

Интересные свойства объекта хорошо подходят для сверхмассивной черной дыры, выброшенной из своей домашней галактики после слияния с другой гигантской черной дырой. Однако ученые не могут исключить альтернативных вариантов развития событий. Источник под названием SDSS1133 может быть остатком массивной звезды, которая выбрасывала материю в период наблюдения до самоуничтожения во взрыве сверхновой.

«С имеющимися данными мы не можем выбрать один из этих сценариев», – сказал ведущий исследователь Майкл Косс (Michael Koss). «Одним из занимательных открытий, сделанных при помощи аппарата Swift, является тот факт, что яркость SDSS1133 немного изменилась в оптическом и ультрафиолетовом (УФ) диапазонах за десятилетие, что обычно не наблюдается в молодых остатках сверхновой».

В работе, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, Косс и его коллеги сообщают, что источник значительно излучал в видимом диапазоне последние шесть месяцев. Если тренд будет соблюдаться, то это подтвердит идею о черной дыре. Для более детального анализа ученые планируют провести наблюдения в УФ-диапазоне при помощи спектрографа Cosmic Origins Spectrograph на борту телескопа Хаббл в октябре 2015 года.

Независимо от того, чем является SDSS1133, объект устойчив. Ученые смогли обнаружить его среди астрономических данных возрастом более 60 лет.

Таинственный объект является частью карликовой галактики Markarian 177. Хотя сверхмассивные черные дыры обычно занимают место в центре галактик SDSS1133 находится по крайней мере на расстоянии 2600 световых лет от галактического ядра.

«Мы подозреваем, что наблюдаем последствия слияния двух небольших галактик и их центральных черных дыр», – отметила Лаура Блеха (Laura Blecha), соавтор исследования. «Астрономы, разыскивающие отталкивающиеся черные дыры, не смогли подтвердить факт детектирования, поэтому обнаружение хотя бы одного такого источника стало бы большим открытием».